Вместе с ростом мегаполисов и сельских поселений развивается сеть инженерных сооружений и коммуникаций. Для бесперебойного функционирования им необходима защита от погодных условий и несанкционированного доступа. С этой целью подземные канализационные, дренажные колодцы закрывают специальными люками с крышками, различающимися типом конструкции, весом, прочностью. Выбор чугунного люка зависит от интенсивности предполагаемой нагрузки и назначения.
Классификация и назначение чугунных люков
Чугунный люк состоит из корпуса и крышки, закрывающей колодец и обеспечивающей доступ техническим службам к канализационным, дренажным, другим инженерным системам для экстренного и планового обслуживания. Другое назначение – защита коллекторов от мусора и проникновения внутрь сточных вод.
Благодаря тяжёлым крышкам, шахты коммуникационных колодцев являются безопасными для передвижения людей и транспорта, так как они надёжно закрыты. По техническому назначению люки подразделяются на 3 категории.
Лёгкие
Способны длительное время выдерживать нагрузку массой до 3 000 кг. Монтируются в пешеходных зонах, парках, на тротуарах.
Тяжёлые
Способны долго подвергаться нагрузке массой до 20 000 кг. Их устанавливают на автотрассах, оживлённых магистралях, шоссе, где много машин.
Сверхтяжёлые
Длительное время могут подвергаться нагрузке до 60 000 кг. Используются для оборудования аэропортов, крупнейших заводов, полигонов, где передвигается тяжёлая техника.
Чугунные люки обычно монтируют при обустройстве тоннелей, проходящих под землёй кабельных, телефонных сетей, газопроводных труб, теплотрасс.
Технические характеристики
Крышки производят любой конфигурации: квадратной, прямоугольной, но самые востребованные круглые изделия, так как шахты чаще всего имеют именно такую форму. Чугунные люки соответствуют действующим стандартам и изготавливаются по ГОСТ 3634-99. В соответствии с назначением изделий используется специальная маркировка.
- В – для водопроводных коммуникаций.
- Д – для ливневой, дренажной канализации.
- К – для промышленной и бытовой канализации.
- ПГ, Г – для пожарных гидрантов.
- ГС – для газовых сетей.
- ТС – для сетей теплоснабжения.
- ГТС, Т, МТС – для телекоммуникационных сетей, телефонных линий.
Вместе с буквой на крышке, в скобках ставится цифра, обозначающая максимально допустимую номинальную нагрузку (гарантированный ГОСТом предел прочности) в кН.
Преимущества и недостатки
Сейчас крышки для коммуникаций изготавливают из пластика, полимеров, бетона, но, несмотря на все плюсы и минусы, классические чугунные люки не теряют популярности, так как обладают целым рядом достоинств.
Преимущества
- Долговечность. При правильной эксплуатации срок службы достигает 80-100 лет.
- Высокая устойчивость к коррозии.
- Простота монтажа.
- Устойчивость к механическим воздействиям и истиранию.
- Широкий товарный ряд лёгких, тяжёлых и сверхтяжёлых изделий.
- Устойчивость к суровым погодным условиям (УФ-излучению, осадкам, колебаниям температуры).
- Надёжность конструкции. Тяжёлые крышки плотно закрывают колодцы, не открываются и не переворачиваются, когда по ним проезжают автомобили или проходят люди.
- Экологическая безопасность материала, из которого изготовлены люки.
- Простота монтажа.
Недостатки
- Сравнительно высокая цена, которая компенсируется длительным сроком службы.
- Большой вес.
- Вероятность хищения.
Виды и масса люков
Люки изготавливаются по ГОСТ 3634-2019, и, в зависимости от веса и области применения делятся на 7 классов.
1. A15
В эту группу входят малогабаритные лёгкие конструкции ЛМ весом 30 кг и лёгкие крышки Л массой 40-45 кг. Нагрузка, которую они выдерживают – до 15кН или 1 500 кг.
2. А30
Лёгкие усиленные изделия ЛУ, весят 30-50 кг, в зависимости от марки чугуна, из которого они изготовлены. Нагрузочная способность составляет 30 кН (3 000 кг).
3. B125
Средние крышки с маркировкой С имеют вес 40 и 70 кг. Держат нагрузку до 125 кН или до 12 500 кг.
4. С250
Тяжёлые люки Т весят 55 кг и 105 кг. Нагрузочная способность до 250 кН (25 000 кг).
5. D400
Тяжёлые люки для магистралей ТМ (65-130 кг). Предельная нагрузка до 400 кН (40 000 кг).
6. Е600
Сверхтяжёлые крышки СТ весят 80-170 кг. Максимальная нагрузочная способность составляет 600 кН (60 000 кг).
7. F900
Сверхтяжёлые усиленные изделия СТУ весят 100 кг. Они выдерживают самую высокую нагрузку – 900 кН (90 000 кг).
Люки всех перечисленных выше классов производятся из сверхпрочного, а также серого чугуна, за исключением изделий класса F900. Их делают исключительно из сверхпрочных марок чугуна с включениями графита шаровидной формы. Несмотря на то, что такие крышки легче, чем из серого чугуна, они прочные и выдерживают сверхвысокие нагрузки. Ливневые канализации оборудуют дождеприёмниками класса от A15 до E600, но маркируют буквой «Д».
Особенности конструкции и монтажа
Чугунные люки изготавливают на предприятиях методом литья. Конструкция состоит из корпуса и крышки. Заводы выпускают 2 вида люков: общего назначения и с замками. Монтаж колодца происходит в следующем порядке: копают котлован нужной глубины с одновременной выемкой грунта. Дно уплотняют с помощью песчаной подушки, камня, щебня.
Затем устанавливают одно или несколько бетонных колец. Верхнее, опорное кольцо должно совпадать с диаметром ствола шахты и быть на уровне дорожного покрытия или другой поверхности, где монтируется. Вокруг опорного кольца заливают бетон, устанавливают люк, далее делают подсыпку грунта и, в случае необходимости, кладут асфальт. Между корпусом люка и крышкой ставят резиновую прокладку, чтобы внутрь не попадала вода.
Сфера применения и часто используемые виды люков
Чугунные люки – востребованный тип изделий для обустройства коммуникаций. Зелёные скверы, места пеших прогулок людей, тротуары чаще всего оборудуют всеми типами лёгких крышек. На автомобильных дорогах, заправках, федеральных трассах в соответствии с интенсивностью движения, устанавливают тяжёлые или тяжёлые магистральные виды конструкций.
Сверхтяжёлые усиленные люки используют при оборудовании коммуникаций, находящихся в зонах, подвергающихся максимально высоким нагрузкам: на аэродромах, в морских доках, терминалах крупных складов, под дорожным полотном с интенсивным автомобильным трафиком.